Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
Кернинг:
Интервал:
Гарнитура:
  • A
  • A
  • A
  • A
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • Вкл.
  • Выкл.
  • Маленький
  • Средний
  • Большой
  • Маленький
  • Средний
  • Большой
  • Без засечек
  • С засечками
  • Брайля
Обычная версия

на смену «войне писем» приходит публичный экспертный анализ

Дискуссия о теологическом образовании в российской системе знания:
на смену «войне писем» приходит публичный экспертный анализ

Теологическое образование в светских вузах несет в себе огромный социальный потенциал, востребовано обществом и должно занять достойное место в системе наук, а дискуссия о нем должна вестись публично и профессионально R11; к такому выводу пришли участники экспертной дискуссии «Теология в системе российского образования: проблемы и перспективы», прошедшей в Международной академии бизнеса и управления.

Круглый стол в одном из ведущих вузов Москвы был организован совместно со ставропигиальным Саввино-Сторожевским монастырем. Председатель издательского отдела обители игумен Стефан (Гулимов), приветствуя участников мероприятия от лица наместника и братии, заявил, что Саввинский монастырь заинтересован в том, чтобы внести свой посильный вклад в защиту нравственного базиса российского образования. «Наш монастырь с момента своего основания окормлял элиту Российского государства, в духовности власть всегда находила опору идеологии страны», - отметил отец Стефан.

Ректор МАБиУ, декан социологического факультета МГУ профессор Владимир Добреньков выразил готовность превратить академию в постоянную площадку для широких дискуссий подобного рода, для диалога представителей научного сообщества, Русской православной церкви, общественных сил. «Государство должно не просто одобрить усилия Церкви в сфере религиозного образования, но включить это образование в сферу своих интересов, при всех сложностях данного процесса», - считает В.Добреньков. По его словам, важной миссией системы знания в России сегодня должно стать не только обеспечение молодежи качественным образованием, но и воспитание у подрастающего поколения мировоззрения в русле традиционных ценностей, «отстаивания своей культурной идентичности». И, как считает ректор МАБиУ, «роль Церкви в этих процессах должна быть даже воинствующей».

Заместитель генерального директора ГК «Сальвадор Д», кандидат философских наук Ирина Хилько представила участникам результаты информационно-аналитического обзора, предпринятого специалистами Фонда имени Питирима Сорокина и направленного на фиксирование публичного образа теологического образования. На основании анализа данных СМИ за период с января по сентябрь 2008 г. зафиксировано снижение активности публичной дискуссии о теологии, однако отмечены ресурсы ее развития, связанные с тем, что теология обладает многоплановым социальным, интеллектуальным, нравственно-идеологическим потенциалом, востребованность которого сегодня в обществе возрастает.

Также предпринятый анализ СМИ позволил конструировать систему аргументов сторонников и противников институализации теологии в российском образовании. Те, кто выступают против, апеллируют к традиционным для них аргументам о том, что теология не является наукой, неизбежно собьет страну с инновационного пути развития, нарушает конституционную норму о светском характере государства и на самом деле является способом экспансионизма Церкви в социально-политическую сферу. Сторонники преподавания среди прочего утверждают, что теология есть полноправная область научного знания, не заменяется религиоведением и не приравнивается к катехизации (т.о. обеспечивает свободу вероисповедания), является социально значимым феноменом, укрепляющим духовный иммунитет нации (в т.ч. для защиты от экстремистских и тоталитарных идеологий), считается нормой ведущих зарубежных академических институтов.

И. Хилько отметила, что сегодня «работники теологического цеха» должны активизировать публичное обсуждение вопросов богословского образования, чтобы до широкой аудитории был донесен истинный статус этой науки и нивелированы беспочвенные социальные страхи, связываемые с ней как учебной дисциплиной. Это актуально также в связи с тем, что в недавнем Послании Президента ФС «сформулирована четкая установка на выработку эффективных инструментов ценностного воспитания и конструирования идеологической структуры общества» - теологическое образование в светских вузах способно сыграть в этом незаменимую роль.

По мнению директора Института государственно-конфессиональных отношений и права Игоря Понкина, сегодня в России уже сформировалась система теологического образования, «полностью стандартизированная государством, базирующаяся на УМО по теологии и ПСТГУ как интеллектуальном центре». Однако вина за «недостроенности» этой системы сегодня лежит на Министерстве образования и науки, не желающем решать существующую проблему. Эксперт также заявил об «отсутствии каких-либо правовых оснований в утверждениях атеистов о том, что теологические факультеты в светских вузах якобы нарушают их права».

Доцент Московского государственного лингвистического университета, исламовед Роман Силантьев в первую очередь напомнил участникам круглого стола о проблеме резкого сокращения в последние годы числа абитуриентов российских вузов в целом и духовных школ, в частности. Вследствие этого, считает эксперт, сегодня «вопрос стоит не об открытии новых, а сохранении имеющихся теологических отделений». При этом у мусульман, по словам Р.Силантьева, количество самих религиозных вузов, а также материально-кадровой базы, научного обеспечения в несколько раз превосходит количество реальных и потенциальных учеников. К примеру, по его данным, в Московском исламском университете, существующем уже не первый год, «на 25 преподавателей приходится 20 студентов». Государство сегодня направляет огромные инвестиции на развитие системы исламского образования в России, в целях профилактики экстремизма, однако вопрос с дальнейшим трудоустройством выпускников этой системы, по наблюдениям Р.Силантьева, все еще остается нерешенным. «Если подумать, для мусульман теология не только не нужна, но и вредна. Люди, получившие диплом гособразца, будут работать где угодно, только не там, где они нужны на самом деле, не по специальности. Поедут ли они на тот же Кавказ агитировать за межрелигиозный мир?» - задался вопросом исламовед.

Преподаватель философского факультета МГУ доктор философских наук Валерий Саврей усмотрел корни переживаемого сегодня кризиса российского образования в «отсутствии идеальной модели университетского знания». И Кембридж, и Оксфорд, приведенные В.Савреем в данном случае в пример, основаны на модели александрийской философско-богословской школы. Школа александрийцев предполагала естественнонаучную ступень образования, философскую ступень и венчалась «богословием как высшей ступенью, высшей наукой». Представитель МГУ также с прискорбием признал, что большинство профессоров Московского университета сегодня оппонируют теологии, противятся открытию теологического факультета, якобы «противоречащему университетским традициям», хотя на самом деле понимают, что «кафедра теологии в МГУ окажется факелом, задаст эстафету к созданию таких же кафедр в других вузах по всей стране». Однако, убежден В.Саврей, «если мы хотим, чтобы наше образование было бы действительно не ущербным, в системе светского знания должны готовиться академически квалифицированные кадры по теологии».

«Александрийская школа наглядно показывала, что теология R11; это сугубо практическое знание, стратегическая наука и, если угодно, военное дело. Людей учили спасаться и спасать», - поддержал ученого заведующий миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько). Он обвинил противников введения в вузах теологии в «невежестве либо в конкретном личном интересе», в частности, опасении, что новая специальность отнимет несколько бюджетных мест. По мнению отца Серапиона, необходимо всеми силами добиваться серьезного финансирования государством проекта теологического образования в России, создания профессиональной среды теологов.

Эксперт Фонда имени Сорокина, преподаватель Московского авиационного института, кандидат философских наук Илья Вевюрко выразил обеспокоенность, исходя из личного опыта педагогической практики, «абсолютной религиозной, да и культурной в целом, безграмотностью среди молодежи». Эта безграмотность, по его мнению, «уже успела обернуться национальной катастрофой, выразившейся в депопуляции, вымирании деревни, сокращении научного потенциала». Государство, считает И.Вевюрко, должно наконец опомниться и «ввести как минимум добровольное всеобщее религиозное просвещение, предоставлять в вузах квалифицированную информацию об отечественной духовной традиции», тем более что такая информация очень востребована студентами. Молодые люди, оказываясь в вакууме знания об основах духовной культуры России, зачитываются оккультной литературой и смело утверждают, что духовность их страны базируется на язычестве.

Источник: Фонд им. Питирма Сорокина